Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

     Создание РППС ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста, размещенных на сайте ФГАУ ФИРО

     Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  • информативность, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
  • полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • трансформируемости и безопасности, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает возможности:

  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
  • организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • организации разнообразной игровой деятельности;
  • выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
  • освоения детьми, в том числе детьми с ОВЗ, образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентировочно психолого-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
  • использования образовательных технологий деятельностного типа;
  • эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;
  • физического развития воспитанников.

Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики.

Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают принципам:

  • учет возрастных особенностей;
  • способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также активизации двигательной активности ребенка;
  • отвечает санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
  • способствует развитию ведущей деятельности – игровой полифункциональности. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;
  • возможность применения игрушек в совместной деятельности. Игрушки пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры;
  • дидактически свойства. Игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);
  • принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

         Оборудование для продуктивной деятельности:

  • набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации;
  • оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:

  • включает объекты для исследования в реальном действии и образно – символический материал;
  • оборудование, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;
  • группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

Материал и оборудование для двигательной активности(объекты спорта)

  • оборудование для ходьбы, бега и равновесия, для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания;

Средства обучения и воспитания, а также наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

№ п/п

Вид

Наименование

Место нахождения

1

Натуральные объекты

Объекты растительного мира, реальные предметы

В каждой группе МБДОУ, в экологическом уголке

2

Изобразительная наглядность

Объемные изображения

(игрушки-муляжи): овощей, фруктов, цветов и т.д.

В каждой группе МБДОУ(перечень соответствует возрастным особенностям группы)

3

Игрушки: сюжетные

(образные)

Куклы, фигурки, изображающие людей, животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.

В каждой группе МБДОУ(перечень соответствует возрастным особенностям группы)

4

Дидактические игры

Народные игрушки

( матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.)мозаики, настольные и печатные игры, домино, лото, кубики и др.

В каждой группе МБДОУ(перечень соответствует возрастным особенностям группы)

5

Спортивные игрушки

Волчки, серсо, мячи, обручи, кегли, скакалки, дартс, баскетбольные кольца, настольный футбол, хоккей, шашки, шахматы, пинг-понг.

В каждой группе МБДОУ(перечень соответствует возрастным особенностям группы), спортивный зал.

6

Музыкальные игрушки

Игрушки, имитирующие музыкальные инструменты(детские гитары, балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, саксофоны, скрипки, ударные установки, музыкальные шкатулки и др.) сюжетные игрушки с музыкальным устройством(детский рояль, электронное пианино), наборы колокольчиков, музыкальные электронные игры.

Музыкальный зал, музыкальные уголки групп( перечень соответствует возрастным особенностям группы)

7

Театрализованные игрушки

Куклы-театральные персонажи, куклы-бибабо, куклы-марионетки, различные виды театров(настольный), наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты и элементы декораций, маски, бутафория и.др.

Музыкальный зал, театральные уголки групп( перечень соответствует возрастным особенностям группы)

8

Технические игрушки

Микроскоп, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, робототехника, электронная лаборатория «Наураша»

Методический кабинет, игровые уголки групп, начиная со среднего возраста

9

Строительные и конструктивные материалы

Наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал

Игровые уголки групп( перечень соответствует возрастным особенностям группы)

10

Игрушки-самоделки из разных материалов для их изготовления

Неоформленные материалы: различные виды бумаги, картон, нитки, коллекция тканей, фольга, пенопласт; полуоформленные материалы: коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, трубочки для коктейля, пуговицы; природные шишки, желуди, каштаны. ракушки, ветки, солома, коллекция камней и минералов и др.

Экологические уголки и уголки экспериментирования( перечень соответствует возрастным особенностям группы)

11

Оборудование для опытов

Наборы для опытов, лупы, весы, пипетки, весовые материалы, детские пинцеты, измерительные приборы, мензурки, колбы, поддоны и пр.

Уголки экспериментирования( перечень соответствует возрастным особенностям группы)

12

Дидактический материал

Раздаточный материал( в соответствии с реализуемой ООП ДО)

В каждой группе МБДОУ(перечень соответствует возрастным особенностям группы), в методическом кабинете

13

Звуковая аппаратура

Музыкальные центры, аудиосистемы

В музыкально-спортивном зале, в каждой группе МБДОУ

14

Экранно-звуковая аппаратура

Телевизоры, DVD- проигрыватели, видео-проигрыватели, ноутбуки/моноблоки, интерактивные доски, проекторы

В группах и в кабинетах специалистов

15

Дидактические технические средства обучения

Коллекция аудиозаписей, слайды, мультимедиа презентации, анимационные фильмы

В методическом кабинете, в кабинетах специалистов, во всех группах МБДОУ

16

Учебно-методическое обеспечение

Пакеты прикладных программ по образовательным областям и для коррекционнной работы, учебные пособия, текстовый материал, методические разработки и рекомендации

В методическом кабинете, в кабинетах специалистов